Психологические исследования видеоигр: урок западной науки/Морозова , О.А.

 

QR code of document

Ratings: 0

88
М 80

Морозова , О. А.
    Психологические исследования видеоигр: урок западной науки [Текст] / О. А. Морозова // Вопросы психологии . - 2019. - №5. - С. . 84-95
ББК 88

Рубрики: Психология

Кл.слова (ненормированные):
видеоигры -- психология -- зависимость -- жесткие видеоигры -- игровая мотивация -- геймдизайн -- киберспорт
Аннотация: Осуществлена попытка резюмировать состояние области психологических исследований видеоигр. Видеоиграми сегодня увлекаются 2,5 млрд человек в мире. Игровая индустрия уже опережает по доходам индустрии кинематографа и музыки вместе взятые. Одновременно растет значение киберспорта – соревнований на основе видеоигр. Киберспорт входит в реестры видов спорта в ряде стран, включая Россию; на фоне национальных, студенческих и даже школьных турниров увеличивается спрос на программы развития видео-игрового таланта. В данных условиях от науки ожидается создание комплексной и практико-ориентированной теории игры. Однако мировая психологическая наука не идет в ногу со временем. Научную повестку вот уже 30 лет узурпируют темы игровой зависимости и влияния жестоких видеоигр. «Моральная паника» в обществе, а также ряд системных процессов (например, предвзятый отбор публикаций в журналы) поддерживают узкий фокус ученых вопреки результатам исследований, указывающим на отсутствие оснований для серьезных опасений. Проблемы практики остаются за пределами интереса исследователей вкупе с широким спектром фундаментальных вопросов. Ситуация усугубляется низким качеством публикуемых работ: слабым контролем переменных, некорректной интерпретацией данных, использованием неапробированных тестов, пагубным стремлением к изучению видеоигр в целом, несмотря на многообразие их форм. Методологические трудности характеризуют молодую еще область исследований в погоне за быстро эволюционирующим технологическим феноменом. К счастью, на Западе намечаются тенденции к преодолению заявленных проблем: расширение исследовательского фокуса и стремление к большей чистоте процедур. За исследованиями влияния видеоигр на когнитивные способности и эмоции следуют попытки применения видеоигр в реабилитации и профессиональной подготовке. Исследования игровой мотивации ведут за собой рекомендации для сферы гейм-дизайна, а также подогревают интерес к использованию видеоигр в сфере образования. В этом контексте отечественная психология сохраняет отстающую позицию.
Держатели документа:
ЗКГУ

Similar publications by classification