Электронный каталог


 

Choice of metadata Статьи

Page 10, Results: 113

Report on unfulfilled requests: 0

87
М 43

Медетбаев, Т
    Әл-Фарабидегі сөз өнері мен музыканың теориясы [Текст] / Т Медетбаев // Педагогика және өнер. - 2022. - №1. - Б. 32-37
ББК 87

Рубрики: Философия ғылымдары

Кл.слова (ненормированные):
әл-фараби,өнер туралы ғылым,көркем бейне,поэтика
Аннотация: Мақалада Әл-Фарабидің сөз өнері(теориясы) жөнінде жазған шығармалары оның замандастары мен кейінгі әдебиетшілер ұрпағы үшін негіздеуші,бағыттаушы еңбектер болып саналатындығы,ол бізге осы сала бойынша бірнеше шығармалар қалдырғандығы айтылады
Держатели документа:
БҚУ

Медетбаев, Т Әл-Фарабидегі сөз өнері мен музыканың теориясы [Текст] / Т Медетбаев // Педагогика және өнер. - 2022. - №1.- Б.32-37

91.

Медетбаев, Т Әл-Фарабидегі сөз өнері мен музыканың теориясы [Текст] / Т Медетбаев // Педагогика және өнер. - 2022. - №1.- Б.32-37


87
М 43

Медетбаев, Т
    Әл-Фарабидегі сөз өнері мен музыканың теориясы [Текст] / Т Медетбаев // Педагогика және өнер. - 2022. - №1. - Б. 32-37
ББК 87

Рубрики: Философия ғылымдары

Кл.слова (ненормированные):
әл-фараби,өнер туралы ғылым,көркем бейне,поэтика
Аннотация: Мақалада Әл-Фарабидің сөз өнері(теориясы) жөнінде жазған шығармалары оның замандастары мен кейінгі әдебиетшілер ұрпағы үшін негіздеуші,бағыттаушы еңбектер болып саналатындығы,ол бізге осы сала бойынша бірнеше шығармалар қалдырғандығы айтылады
Держатели документа:
БҚУ

63.5
А 64

Ананьева, С.
    Казахский семейный фольклор:История,поэтика,типология [Текст] / С. Ананьева // Простор. - 2022. - №2. - С. 148-153
ББК 63.5

Рубрики: этнография

Кл.слова (ненормированные):
казахский семейный фольклор -- история -- поэтика -- типология -- астраханский вестник -- народная литература киргизов -- той бастар -- жар жар -- беташар -- причитание
Аннотация: В статье говорится о казахском народном фольклоре.
Держатели документа:
ЗКУ

Ананьева, С. Казахский семейный фольклор:История,поэтика,типология [Текст] / С. Ананьева // Простор. - 2022. - №2.- С.148-153

92.

Ананьева, С. Казахский семейный фольклор:История,поэтика,типология [Текст] / С. Ананьева // Простор. - 2022. - №2.- С.148-153


63.5
А 64

Ананьева, С.
    Казахский семейный фольклор:История,поэтика,типология [Текст] / С. Ананьева // Простор. - 2022. - №2. - С. 148-153
ББК 63.5

Рубрики: этнография

Кл.слова (ненормированные):
казахский семейный фольклор -- история -- поэтика -- типология -- астраханский вестник -- народная литература киргизов -- той бастар -- жар жар -- беташар -- причитание
Аннотация: В статье говорится о казахском народном фольклоре.
Держатели документа:
ЗКУ

83
П 76

Примочкина, Н. Н.
    "Художественные манифесты" М. Горького начала 1920-х годов ("Рассказ об одном романе", "Репетиция") [Текст] / Н. Н. Примочкина // Филологические науки. - 2022. - №2 Март. - С. 99-106.
ББК 83

Рубрики: Литературоведение

Кл.слова (ненормированные):
Горький -- "Рассказы 1922-1924 годов" -- "Рассказ об одном романе" -- "Репетиция"
Аннотация: Проанализированы философско-художественная проблематика и экспериментальная поэтика двух произведений М. Горького из его книги "Рассказы 1922-1924 годов": "Рассказ об одном романе" и "Репетиция". Оба произведения посвящены теме сложных отношений современного искусства с действительностью. Показано, что сходная проблематика рассказов выражена с помощью разных способов повествования и разных художественных приемов. Если "Репетиция" - это психологически усложненное "нейтральное" с многочисленными диалогами и внутренними монологами персонажей, то "Рассказ об одном романе" - наиболее "радикальный" чисто фантастического, условного, модернистского произведения
Держатели документа:
ЗКУ

Примочкина, Н.Н. "Художественные манифесты" М. Горького начала 1920-х годов ("Рассказ об одном романе", "Репетиция") [Текст] / Н. Н. Примочкина // Филологические науки. - 2022. - №2 Март.- С.99-106.

93.

Примочкина, Н.Н. "Художественные манифесты" М. Горького начала 1920-х годов ("Рассказ об одном романе", "Репетиция") [Текст] / Н. Н. Примочкина // Филологические науки. - 2022. - №2 Март.- С.99-106.


83
П 76

Примочкина, Н. Н.
    "Художественные манифесты" М. Горького начала 1920-х годов ("Рассказ об одном романе", "Репетиция") [Текст] / Н. Н. Примочкина // Филологические науки. - 2022. - №2 Март. - С. 99-106.
ББК 83

Рубрики: Литературоведение

Кл.слова (ненормированные):
Горький -- "Рассказы 1922-1924 годов" -- "Рассказ об одном романе" -- "Репетиция"
Аннотация: Проанализированы философско-художественная проблематика и экспериментальная поэтика двух произведений М. Горького из его книги "Рассказы 1922-1924 годов": "Рассказ об одном романе" и "Репетиция". Оба произведения посвящены теме сложных отношений современного искусства с действительностью. Показано, что сходная проблематика рассказов выражена с помощью разных способов повествования и разных художественных приемов. Если "Репетиция" - это психологически усложненное "нейтральное" с многочисленными диалогами и внутренними монологами персонажей, то "Рассказ об одном романе" - наиболее "радикальный" чисто фантастического, условного, модернистского произведения
Держатели документа:
ЗКУ

83
С 32

Сергеева, Е. В.
    Художественный концепт "прошедшее" в зарубежной прозе И.А. Бунина [Текст] / Е. В. Сергеева // Филологические науки. - 2022. - №3 Май. - С. 72-78.
ББК 83

Рубрики: Литературоведение

Кл.слова (ненормированные):
Концепт-универсалия -- художественный концепт -- индивидуально-авторский концепт -- художественная картина мира -- когнитивная поэтика -- художественная концептология
Аннотация: Рассмотрен особенности вербализации художественного концепта "прошедшее" в произведениях И.А. Бунина 1920-1940-х гг. Примером подобного феномена является художественный концепт "прошедшее" в прозе И.А. Бунина зарубежного периода его творчества. Описаны способы экспликации художественного концепта "прошедшее" в текстах Бунина с помощью лексем, словосочетаний, предложений и целых фрагментов текста. Выводы, сделанные автором, демонстрируют значимость анализа художественного концепта "прошедшее" не только для понимания художественной картины мира позднего И. Бунина, но и для художественной концептология в целом
Держатели документа:
ЗКУ

Сергеева, Е.В. Художественный концепт "прошедшее" в зарубежной прозе И.А. Бунина [Текст] / Е. В. Сергеева // Филологические науки. - 2022. - №3 Май.- С.72-78.

94.

Сергеева, Е.В. Художественный концепт "прошедшее" в зарубежной прозе И.А. Бунина [Текст] / Е. В. Сергеева // Филологические науки. - 2022. - №3 Май.- С.72-78.


83
С 32

Сергеева, Е. В.
    Художественный концепт "прошедшее" в зарубежной прозе И.А. Бунина [Текст] / Е. В. Сергеева // Филологические науки. - 2022. - №3 Май. - С. 72-78.
ББК 83

Рубрики: Литературоведение

Кл.слова (ненормированные):
Концепт-универсалия -- художественный концепт -- индивидуально-авторский концепт -- художественная картина мира -- когнитивная поэтика -- художественная концептология
Аннотация: Рассмотрен особенности вербализации художественного концепта "прошедшее" в произведениях И.А. Бунина 1920-1940-х гг. Примером подобного феномена является художественный концепт "прошедшее" в прозе И.А. Бунина зарубежного периода его творчества. Описаны способы экспликации художественного концепта "прошедшее" в текстах Бунина с помощью лексем, словосочетаний, предложений и целых фрагментов текста. Выводы, сделанные автором, демонстрируют значимость анализа художественного концепта "прошедшее" не только для понимания художественной картины мира позднего И. Бунина, но и для художественной концептология в целом
Держатели документа:
ЗКУ

83
К 66

Коршунова, Е. А.
    Поведенческий текст как дискурсивная стратегия: духовный портрет В.В.Розанова глазами С.Н. Дурылина [Текст] / Е. А. Коршунова // Филологические науки . - 2022. - №4. - С. 58-64
ББК 83

Рубрики: Литератроведение

Кл.слова (ненормированные):
бытие -- бывание -- дискурс -- поведенческий текст -- поэтика жеста -- парадокс -- визуальность -- оптика -- дискурс -- контекст
Аннотация: Исследованы особенности восприятия С.Н. Дурылиным личности В.В. Розанова. Личность писателя имела в его сознании статус «учителя». Излюбленная жанровая форма — афоризм, к которому Дурылин приходит в итоговой книге, и сама концепция видения литературного процесса, где отвергаются подходы Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, А.М. Скабичевского, были восприняты от В.В. Розанова. Даже непоследовательность и нередко алогизм в высказываниях, которые присутствуют в итоговой книге С.Н. Дурылина, зачастую были заимствованы у любимого учителя. Дурылин и описывает его по-розановски — в круге домашнего бытия, который В.В. Розанов считал самым важным. Поэтому мы называем эту стратегию поведенческим текстом. В нем доминирует визуальная оптика. Посредством создания визуальных образов бесенка и ангела реконструируется духовный портрет В.В. Розанова. Образ бесенка — это обобщенный и представленный с помощью парадокса портрет Розанова, каким его видели многие современники, — ересиарха и бунтаря. Дурылину же он открылся совсем с другой стороны, стал символом гармоничной личности, прозревающей в пылинках бывания лики бытия. Рассмотрены два дурылинских текста под одним названием: «О В.В. Розанове» из книги «В своем углу» и неопубликованный «О В.В. Розанове. Из письма к другу» (после 1927 г.), одни из самых глубоких текстов о писателе.
Держатели документа:
ЗКУ

Коршунова, Е.А. Поведенческий текст как дискурсивная стратегия: духовный портрет В.В.Розанова глазами С.Н. Дурылина [Текст] / Е. А. Коршунова // Филологические науки . - 2022. - №4.- С.58-64

95.

Коршунова, Е.А. Поведенческий текст как дискурсивная стратегия: духовный портрет В.В.Розанова глазами С.Н. Дурылина [Текст] / Е. А. Коршунова // Филологические науки . - 2022. - №4.- С.58-64


83
К 66

Коршунова, Е. А.
    Поведенческий текст как дискурсивная стратегия: духовный портрет В.В.Розанова глазами С.Н. Дурылина [Текст] / Е. А. Коршунова // Филологические науки . - 2022. - №4. - С. 58-64
ББК 83

Рубрики: Литератроведение

Кл.слова (ненормированные):
бытие -- бывание -- дискурс -- поведенческий текст -- поэтика жеста -- парадокс -- визуальность -- оптика -- дискурс -- контекст
Аннотация: Исследованы особенности восприятия С.Н. Дурылиным личности В.В. Розанова. Личность писателя имела в его сознании статус «учителя». Излюбленная жанровая форма — афоризм, к которому Дурылин приходит в итоговой книге, и сама концепция видения литературного процесса, где отвергаются подходы Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, А.М. Скабичевского, были восприняты от В.В. Розанова. Даже непоследовательность и нередко алогизм в высказываниях, которые присутствуют в итоговой книге С.Н. Дурылина, зачастую были заимствованы у любимого учителя. Дурылин и описывает его по-розановски — в круге домашнего бытия, который В.В. Розанов считал самым важным. Поэтому мы называем эту стратегию поведенческим текстом. В нем доминирует визуальная оптика. Посредством создания визуальных образов бесенка и ангела реконструируется духовный портрет В.В. Розанова. Образ бесенка — это обобщенный и представленный с помощью парадокса портрет Розанова, каким его видели многие современники, — ересиарха и бунтаря. Дурылину же он открылся совсем с другой стороны, стал символом гармоничной личности, прозревающей в пылинках бывания лики бытия. Рассмотрены два дурылинских текста под одним названием: «О В.В. Розанове» из книги «В своем углу» и неопубликованный «О В.В. Розанове. Из письма к другу» (после 1927 г.), одни из самых глубоких текстов о писателе.
Держатели документа:
ЗКУ

83
Д 81

Дударева, М. А.
    Суфийская традиция, или София в "Персидских мотивах" С.А. Есенина: апофатика художественного произведения [Текст] / М.А. Дударева // Филологические науки. - 2022. - №5. - С. 19-27
ББК 83

Рубрики: Литератроведение

Кл.слова (ненормированные):
Поэтика С. Есенина -- апофатика -- суфизм -- цикл Персидские мотивы -- антипрософия -- русская традиционная культура -- волшебная сказка -- София
Аннотация: Апофатика русской художественной культуры составляет самый широкий объект исследования. Апофатика, древнее понятие, на сегодняшний день иррадиирует во все исследовательские гуманитарные парадигмы. Предметом настоящей статьи являются способы проявления апофатической реальности в цикле стихотворений С. Есенина «Персидские мотивы». Методология исследования сводится к онтогерменевтическому анализу художественного произведения, который направлен на высвечивание философских вопросов поэтического текста. Проведение параллелей с русским фольклором - волшебной сказкой, поэтику и эстетику которой хорошо знал поэт, изучавший фольклор по сборникам фольклористов и собиравший его, - кажется продуктивным. Для русской сказки характерен апофатический поиск «иного царства», идеальной солнечной земли, которую олицетворяет авторский топос Босфор в есенинском цикле. Апофатическая традиция свойственна не только русской словесной культуре: она проявляется и в суфизме как эзотерическом течении ислама, в котором выделяется явление незримого «светового человека»...
Держатели документа:
ЗКУ им М. Утемисова

Дударева, М.А. Суфийская традиция, или София в "Персидских мотивах" С.А. Есенина: апофатика художественного произведения [Текст] / М.А. Дударева // Филологические науки. - 2022. - №5.- С.19-27

96.

Дударева, М.А. Суфийская традиция, или София в "Персидских мотивах" С.А. Есенина: апофатика художественного произведения [Текст] / М.А. Дударева // Филологические науки. - 2022. - №5.- С.19-27


83
Д 81

Дударева, М. А.
    Суфийская традиция, или София в "Персидских мотивах" С.А. Есенина: апофатика художественного произведения [Текст] / М.А. Дударева // Филологические науки. - 2022. - №5. - С. 19-27
ББК 83

Рубрики: Литератроведение

Кл.слова (ненормированные):
Поэтика С. Есенина -- апофатика -- суфизм -- цикл Персидские мотивы -- антипрософия -- русская традиционная культура -- волшебная сказка -- София
Аннотация: Апофатика русской художественной культуры составляет самый широкий объект исследования. Апофатика, древнее понятие, на сегодняшний день иррадиирует во все исследовательские гуманитарные парадигмы. Предметом настоящей статьи являются способы проявления апофатической реальности в цикле стихотворений С. Есенина «Персидские мотивы». Методология исследования сводится к онтогерменевтическому анализу художественного произведения, который направлен на высвечивание философских вопросов поэтического текста. Проведение параллелей с русским фольклором - волшебной сказкой, поэтику и эстетику которой хорошо знал поэт, изучавший фольклор по сборникам фольклористов и собиравший его, - кажется продуктивным. Для русской сказки характерен апофатический поиск «иного царства», идеальной солнечной земли, которую олицетворяет авторский топос Босфор в есенинском цикле. Апофатическая традиция свойственна не только русской словесной культуре: она проявляется и в суфизме как эзотерическом течении ислама, в котором выделяется явление незримого «светового человека»...
Держатели документа:
ЗКУ им М. Утемисова

83
К 17

Калмыкова, В. В.
    Осип Мандельштам как автор ненаписанной Поэтики [Текст] / В.В. Калмыкова // Филологические науки. - 2022. - №5. - с. 61-72
ББК 83

Рубрики: Литературоведение

Кл.слова (ненормированные):
Мандельштам -- поэтика как научная дисцирлина -- ОПОЯЗ -- МЛК -- Веселовский -- Патебня -- Шкловский
Аннотация: В России 1910-1920-е гг. - время формирования поэтики как научной дисциплины. Поэтика как наука привлекала внимание и О.Э. Мандельштама, соотносившего поэтическую практику с актуальным состоянием филологии. Н.С. Гумилев предполагал, что Мандельштам напишет исследование по поэтике. В статьях и эссе 1910-1930-х многие категории поэтики осмыслены Мандельштамом: поэт и поэзия, искусство и действительность, автор, читатель, тема художественного произведения, язык и речь и др. В работе рассмотрена и вписана в общий контекст оригинальная терминология Мандельштама, не имеющая научного характера («опущенные звенья», «смысловики», «упоминательная клавиатура»).
Держатели документа:
ЗКУ им М. Утемисова

Калмыкова, В.В. Осип Мандельштам как автор ненаписанной Поэтики [Текст] / В.В. Калмыкова // Филологические науки. - 2022. - №5.- с.61-72

97.

Калмыкова, В.В. Осип Мандельштам как автор ненаписанной Поэтики [Текст] / В.В. Калмыкова // Филологические науки. - 2022. - №5.- с.61-72


83
К 17

Калмыкова, В. В.
    Осип Мандельштам как автор ненаписанной Поэтики [Текст] / В.В. Калмыкова // Филологические науки. - 2022. - №5. - с. 61-72
ББК 83

Рубрики: Литературоведение

Кл.слова (ненормированные):
Мандельштам -- поэтика как научная дисцирлина -- ОПОЯЗ -- МЛК -- Веселовский -- Патебня -- Шкловский
Аннотация: В России 1910-1920-е гг. - время формирования поэтики как научной дисциплины. Поэтика как наука привлекала внимание и О.Э. Мандельштама, соотносившего поэтическую практику с актуальным состоянием филологии. Н.С. Гумилев предполагал, что Мандельштам напишет исследование по поэтике. В статьях и эссе 1910-1930-х многие категории поэтики осмыслены Мандельштамом: поэт и поэзия, искусство и действительность, автор, читатель, тема художественного произведения, язык и речь и др. В работе рассмотрена и вписана в общий контекст оригинальная терминология Мандельштама, не имеющая научного характера («опущенные звенья», «смысловики», «упоминательная клавиатура»).
Держатели документа:
ЗКУ им М. Утемисова

83
П 33

Пірәлі, Г.
    Өлең өлкесіндегі өрнектану ілімі [Текст] / Г. Пірәлі // Ақиқат. - 2022. - №12. - Б. 27-30.
ББК 83

Рубрики: Әдебиеттану.

Кл.слова (ненормированные):
өлең -- өрнектану -- ілімі -- поэзия -- поэтика -- Әуезов -- шығаомалар -- ақын
Аннотация: Мақала өлең өлкесіндегі өрнектану ілімі туралы.
Держатели документа:
БҚУ

Пірәлі, Г. Өлең өлкесіндегі өрнектану ілімі [Текст] / Г. Пірәлі // Ақиқат. - 2022. - №12.- Б.27-30.

98.

Пірәлі, Г. Өлең өлкесіндегі өрнектану ілімі [Текст] / Г. Пірәлі // Ақиқат. - 2022. - №12.- Б.27-30.


83
П 33

Пірәлі, Г.
    Өлең өлкесіндегі өрнектану ілімі [Текст] / Г. Пірәлі // Ақиқат. - 2022. - №12. - Б. 27-30.
ББК 83

Рубрики: Әдебиеттану.

Кл.слова (ненормированные):
өлең -- өрнектану -- ілімі -- поэзия -- поэтика -- Әуезов -- шығаомалар -- ақын
Аннотация: Мақала өлең өлкесіндегі өрнектану ілімі туралы.
Держатели документа:
БҚУ

83
А 13

Әбдіраш, Ж.
    ...Ескірместей ескерткіштер орнатқан! [Текст] / Ж. Әбдіраш // Ana tili. - 2022. - №48-49.- 9 желтоқсан. - Б. 20-21
ББК 83

Рубрики: Әдебиеттану

Кл.слова (ненормированные):
Жарасқан Әбдіраш -- Қабірстан қақпасындағы жазу немесе кітапқа кілт -- Арыстар аманаты -- Мәңгілік майданы -- Әлихан Бөкейханов -- Мұстафа Шоқайұлы -- Мұхамеджан Тынышпаев -- Тұрар Рысқұлов -- Шәкәрім Құдайбердіұлы -- Міржақып Дулатұлы -- Жүсіпбек Аймауытов -- Ахмет Байтұрсынұлы -- Мағжан Жұмабаев
Аннотация: Қазақ поэзиясындағы ғажап лирик, романтикасы мен реализімі астасып жататын, әдебиетіміздегі әзіл-оспақ, эпиграмма жанрының өрісін кеңейткен бірегей ақынымыз – Жарасқан Әбдірашев еді. Абаймен сусындап, Мағжаннан нәр алған классик қаламгердің шығармашылығынан көтеріңкі пафоспен өрілген шешендік үлгідегі поэтикалық сөз тіркестерін молынан ұшыратамыз. Ақынның соңғы мұрасы – «Құлпытас немесе екі дүние: фәниден бақиға дейін…» атты жыр кітабын оқып отырып, оның эпикалық тынысы мен лексикологиялық қорына кәдімгідей қызығасың. Ана тіліміздің бай мұрасымен сусындаған ағамыздың әр өлеңінен сұлу сарын, өмірдің шынайы көрінісі айқын аңғарылып тұрады. Ол, өміршең өлең жазды. Жылдар жылжып, ғасыр аунап түссе де Жарасқан Әбдірашев көкірегі ояу халықтың жүрегінен өшпейді. Өмірге ақын болып келді, ақын болып өтті!
Держатели документа:
БҚУ

Әбдіраш, Ж. ...Ескірместей ескерткіштер орнатқан! [Текст] / Ж. Әбдіраш // Ana tili. - 2022. - №48-49.- 9 желтоқсан.- Б.20-21

99.

Әбдіраш, Ж. ...Ескірместей ескерткіштер орнатқан! [Текст] / Ж. Әбдіраш // Ana tili. - 2022. - №48-49.- 9 желтоқсан.- Б.20-21


83
А 13

Әбдіраш, Ж.
    ...Ескірместей ескерткіштер орнатқан! [Текст] / Ж. Әбдіраш // Ana tili. - 2022. - №48-49.- 9 желтоқсан. - Б. 20-21
ББК 83

Рубрики: Әдебиеттану

Кл.слова (ненормированные):
Жарасқан Әбдіраш -- Қабірстан қақпасындағы жазу немесе кітапқа кілт -- Арыстар аманаты -- Мәңгілік майданы -- Әлихан Бөкейханов -- Мұстафа Шоқайұлы -- Мұхамеджан Тынышпаев -- Тұрар Рысқұлов -- Шәкәрім Құдайбердіұлы -- Міржақып Дулатұлы -- Жүсіпбек Аймауытов -- Ахмет Байтұрсынұлы -- Мағжан Жұмабаев
Аннотация: Қазақ поэзиясындағы ғажап лирик, романтикасы мен реализімі астасып жататын, әдебиетіміздегі әзіл-оспақ, эпиграмма жанрының өрісін кеңейткен бірегей ақынымыз – Жарасқан Әбдірашев еді. Абаймен сусындап, Мағжаннан нәр алған классик қаламгердің шығармашылығынан көтеріңкі пафоспен өрілген шешендік үлгідегі поэтикалық сөз тіркестерін молынан ұшыратамыз. Ақынның соңғы мұрасы – «Құлпытас немесе екі дүние: фәниден бақиға дейін…» атты жыр кітабын оқып отырып, оның эпикалық тынысы мен лексикологиялық қорына кәдімгідей қызығасың. Ана тіліміздің бай мұрасымен сусындаған ағамыздың әр өлеңінен сұлу сарын, өмірдің шынайы көрінісі айқын аңғарылып тұрады. Ол, өміршең өлең жазды. Жылдар жылжып, ғасыр аунап түссе де Жарасқан Әбдірашев көкірегі ояу халықтың жүрегінен өшпейді. Өмірге ақын болып келді, ақын болып өтті!
Держатели документа:
БҚУ

83
М 33

Матин, Әли Акбар Талеби
    Аттар Нишапури - әлемдік тұлға [Текст] / Әли Акбар Талеби Матин // EGEMEN QAZAQSTAN . - 2023. - 14 сәуір. - №70. - Б. 9.
ББК 83

Рубрики: Әдебиеттану

Кл.слова (ненормированные):
Ақын-жазушылар -- Нишапури -- қазақ әдебиеті -- парсы әдебиеті -- әдебиет -- поэтикалық және проза­лық шығармалар -- ақын -- шығарма
Аннотация: Ақын-жазушыларымен әлемге мәшһүр, тарихы терең парсы әдебиеті орта ғасырлардан бастап саяхатшылар мен ирантанушылардың көмегімен еуропалық тілдерге аударыла бастады. Парсы әдебиетінде әлемдік деңгейдегі ақын-тұлғалардың ішінде қазақ қоғамына «Шығыстың жеті жұлдызы» ретінде танылған Рудаки, Фердоуси, Низами, Хайям, Сағди, Руми, Хафизді атауға болады. Қазақ әдебиетіне парсы ақын-жазушыларының ықпалы болғаны сөзсіз. Әсіресе ұлы Абай мен Шәкәрім шығармашылығынан осы әсерді нақты аңғарамыз. Сондай-ақ Тұрмағанбет Ізтілеуұлының Фердоусидің ­«Шахнаме» туындысынан Рүстем дастанын қазақ тілінде жырлауы да – Қазақ елінің Иран әдебиетімен таныстығының жалғасуына себепші. Парсы әдебиетінің алтын дәуірін жасаған ортағасырлық ақын-жазушылар Иран әдебиетін күллі әлемге танымал етті. Әсіресе XII-ХІІІ ғасырлардағы парсы әдебиетінің жарық жұлдыздарының қатарынан осы ел әдебиетінің дамуына зор үлес қосқан Сағди Ширази, Руми мен Низамиді атап өткен жөн. Осындай кіл жүйріктердің замандасы – Аттар Нишапури.
Держатели документа:
БҚУ

Матин, Әли Акбар Талеби Аттар Нишапури - әлемдік тұлға [Текст] / Әли Акбар Талеби Матин // EGEMEN QAZAQSTAN . - 2023. - 14 сәуір. - №70.- Б.9.

100.

Матин, Әли Акбар Талеби Аттар Нишапури - әлемдік тұлға [Текст] / Әли Акбар Талеби Матин // EGEMEN QAZAQSTAN . - 2023. - 14 сәуір. - №70.- Б.9.


83
М 33

Матин, Әли Акбар Талеби
    Аттар Нишапури - әлемдік тұлға [Текст] / Әли Акбар Талеби Матин // EGEMEN QAZAQSTAN . - 2023. - 14 сәуір. - №70. - Б. 9.
ББК 83

Рубрики: Әдебиеттану

Кл.слова (ненормированные):
Ақын-жазушылар -- Нишапури -- қазақ әдебиеті -- парсы әдебиеті -- әдебиет -- поэтикалық және проза­лық шығармалар -- ақын -- шығарма
Аннотация: Ақын-жазушыларымен әлемге мәшһүр, тарихы терең парсы әдебиеті орта ғасырлардан бастап саяхатшылар мен ирантанушылардың көмегімен еуропалық тілдерге аударыла бастады. Парсы әдебиетінде әлемдік деңгейдегі ақын-тұлғалардың ішінде қазақ қоғамына «Шығыстың жеті жұлдызы» ретінде танылған Рудаки, Фердоуси, Низами, Хайям, Сағди, Руми, Хафизді атауға болады. Қазақ әдебиетіне парсы ақын-жазушыларының ықпалы болғаны сөзсіз. Әсіресе ұлы Абай мен Шәкәрім шығармашылығынан осы әсерді нақты аңғарамыз. Сондай-ақ Тұрмағанбет Ізтілеуұлының Фердоусидің ­«Шахнаме» туындысынан Рүстем дастанын қазақ тілінде жырлауы да – Қазақ елінің Иран әдебиетімен таныстығының жалғасуына себепші. Парсы әдебиетінің алтын дәуірін жасаған ортағасырлық ақын-жазушылар Иран әдебиетін күллі әлемге танымал етті. Әсіресе XII-ХІІІ ғасырлардағы парсы әдебиетінің жарық жұлдыздарының қатарынан осы ел әдебиетінің дамуына зор үлес қосқан Сағди Ширази, Руми мен Низамиді атап өткен жөн. Осындай кіл жүйріктердің замандасы – Аттар Нишапури.
Держатели документа:
БҚУ

Page 10, Results: 113

 

All acquisitions for 
Or select a month