Choice of metadata Статьи
Page 4, Results: 186
Report on unfulfilled requests: 0
31.

Подробнее
20.18
Л 68
Лобковский, В. А.
НЕЙТРАЛЬНЫЙ БАЛАНС ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНДИКАТОРОВ [Текст] / В. А. Лобковский, Г. С. Куст, О. В. Андреева // Экология урбанизированных территорий. - 2018. - №3. - С. 45-53.
ББК 20.18
Рубрики: Рациональное природопользование. Охрана природы
Кл.слова (ненормированные):
нейтральный баланс деградации земель -- индикатор -- цели устойчивого развития -- деградация земель -- россия
Аннотация: Проблема опустынивания возникла в основном вследствие нерационального использования и освоения природных ресурсов аридных и засушливых земель. Во многих регионах земного шара чрезмерный выпас, обезлесение, чрезмерная обработка и неудовлетворительное орошение земель ведут к их разрушению и потере биологической продуктивности. Действия по борьбе с опустыниванием на текущем этапе тесно переплетены с международными усилиями по устойчивому развитию, в том числе новейшей международной методологией нейтрального баланса деградации земель (НБДЗ, в оригинале Land Degradation Neutrality). Данная методология позволяет проследить на ретроспективной основе динамику деградации земель по основным индикаторам: наземному покрову, продуктивности земель и запасам почвенного органического углерода. Несмотря на удобство и относите льнуло простоту международной методологии, а также на возможность проведения сравнительного анализа состояния земель для всей территории страны по единой методике, основанной на глобальных данных и материалах дистанционного зондирования, расчет показателей НБДЗ по рекомендациям КБ О ООН и данным национальной статистики несопоставим, противоречив и не может быть проведен путем прямой замены глобальных индикаторов НБДЗ на национальные аналоги. В вопросе адаптации международных требований КБО ООН к Российской Федерации важную роль играет именно национальная специфика. Она обусловлена, прежде всего, с рядом объективных и субъективных особенностей, связанных с природными, экономическими, институциональными, управленческими и прочими факторами в размещении и процессах развития России. Все это формирует необходимость адаптации ключевых положений программных документов КБО ООН к сложившейся в России системе статистического учета. Предложено с целью гармонизации национальных и глобальных данных дополнить национальную систему земельного мониторинга глобальными индикаторами и использовать их в сложившейся национальной системе учета в качестве общих ориентиров и для контроля объективности статистических данных, получаемых традиционными методами.
Держатели документа:
ЗКГУ
Доп.точки доступа:
Куст, Г. С.
Андреева, О. В.
Л 68
Лобковский, В. А.
НЕЙТРАЛЬНЫЙ БАЛАНС ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНДИКАТОРОВ [Текст] / В. А. Лобковский, Г. С. Куст, О. В. Андреева // Экология урбанизированных территорий. - 2018. - №3. - С. 45-53.
Рубрики: Рациональное природопользование. Охрана природы
Кл.слова (ненормированные):
нейтральный баланс деградации земель -- индикатор -- цели устойчивого развития -- деградация земель -- россия
Аннотация: Проблема опустынивания возникла в основном вследствие нерационального использования и освоения природных ресурсов аридных и засушливых земель. Во многих регионах земного шара чрезмерный выпас, обезлесение, чрезмерная обработка и неудовлетворительное орошение земель ведут к их разрушению и потере биологической продуктивности. Действия по борьбе с опустыниванием на текущем этапе тесно переплетены с международными усилиями по устойчивому развитию, в том числе новейшей международной методологией нейтрального баланса деградации земель (НБДЗ, в оригинале Land Degradation Neutrality). Данная методология позволяет проследить на ретроспективной основе динамику деградации земель по основным индикаторам: наземному покрову, продуктивности земель и запасам почвенного органического углерода. Несмотря на удобство и относите льнуло простоту международной методологии, а также на возможность проведения сравнительного анализа состояния земель для всей территории страны по единой методике, основанной на глобальных данных и материалах дистанционного зондирования, расчет показателей НБДЗ по рекомендациям КБ О ООН и данным национальной статистики несопоставим, противоречив и не может быть проведен путем прямой замены глобальных индикаторов НБДЗ на национальные аналоги. В вопросе адаптации международных требований КБО ООН к Российской Федерации важную роль играет именно национальная специфика. Она обусловлена, прежде всего, с рядом объективных и субъективных особенностей, связанных с природными, экономическими, институциональными, управленческими и прочими факторами в размещении и процессах развития России. Все это формирует необходимость адаптации ключевых положений программных документов КБО ООН к сложившейся в России системе статистического учета. Предложено с целью гармонизации национальных и глобальных данных дополнить национальную систему земельного мониторинга глобальными индикаторами и использовать их в сложившейся национальной системе учета в качестве общих ориентиров и для контроля объективности статистических данных, получаемых традиционными методами.
Держатели документа:
ЗКГУ
Доп.точки доступа:
Куст, Г. С.
Андреева, О. В.
32.

Подробнее
65.9
Р 98
Рязанова, Н. Е.
ОЦЕНКА ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПОВЕСТКИ УСТОЙЧИВОГО ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧ ЦУР 11 В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ 1 [Текст] / Н. Е. Рязанова, К. В. Меньшов // Экология урбанизированных территорий. - 2018. - №4. - С. 26-36
ББК 65.9
Рубрики: Экология
Кл.слова (ненормированные):
устойчивое развитие -- устойчивые города -- цели устойчивого развития -- ЦУР 11 -- умные города -- развитие урбанизированных территорий
Аннотация: В работе рассмотрена трансформация международной повестки в области совершенствования урбанизированных территорий, проанализированы задачи и индикаторы Цели устойчивого развития 11 (ЦУР 11) в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Рассмотрены положительные и негативные стороны реализации Целей развития тысячелетия (ЦРТ) в контексте урбанизированных территорий и трансформация тематики в рамках ЦУР. Ключевым объектом исследования является ЦУР № 11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов», приводятся обоснование ее необходимости, задачи и индикаторы цели, ход реализации и перспективы. В российской политической среде концепция устойчивого развития, система ЦУР ООН и, в частности, устойчивое городское развитие, слабо освещены и ограниченно представлены в ключевых государственных стратегиях по городскому управлению и развитию. Целью исследования является изучение начального этапа реализации ЦУР 11 в Российской Федерации по созданию местных устойчивых городов и населенных пунктов путем анализа и обзора принятых программных документов. Описана адаптация индикаторов ЦУР под российские реалии и перспективы государственного подхода к устойчивому развитию городов России. Представлены варианты адаптации российским руководством и научным обществом повестки в области устойчивого развития с акцентом на устойчивое развитие урбанизированных территорий. Аналитическим методом было проведено рассмотрение существующих программных документов Российской Федерации в области городского управления и развития урбанизированных территорий, которые впоследствии легли в основу данного исследования. В результате было выявлено, что процесс адаптации Повестки в области устойчивого развития урбанизированных территорий в России переживает активную фазу, получение комплексных данных об имплементации ЦУР ООН в России на данный момент не представляется возможным в силу несформированной статистической и институциональной базы.
Держатели документа:
ЗКГУ
Доп.точки доступа:
Меньшов, К. В.
Р 98
Рязанова, Н. Е.
ОЦЕНКА ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПОВЕСТКИ УСТОЙЧИВОГО ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧ ЦУР 11 В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ 1 [Текст] / Н. Е. Рязанова, К. В. Меньшов // Экология урбанизированных территорий. - 2018. - №4. - С. 26-36
Рубрики: Экология
Кл.слова (ненормированные):
устойчивое развитие -- устойчивые города -- цели устойчивого развития -- ЦУР 11 -- умные города -- развитие урбанизированных территорий
Аннотация: В работе рассмотрена трансформация международной повестки в области совершенствования урбанизированных территорий, проанализированы задачи и индикаторы Цели устойчивого развития 11 (ЦУР 11) в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Рассмотрены положительные и негативные стороны реализации Целей развития тысячелетия (ЦРТ) в контексте урбанизированных территорий и трансформация тематики в рамках ЦУР. Ключевым объектом исследования является ЦУР № 11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов», приводятся обоснование ее необходимости, задачи и индикаторы цели, ход реализации и перспективы. В российской политической среде концепция устойчивого развития, система ЦУР ООН и, в частности, устойчивое городское развитие, слабо освещены и ограниченно представлены в ключевых государственных стратегиях по городскому управлению и развитию. Целью исследования является изучение начального этапа реализации ЦУР 11 в Российской Федерации по созданию местных устойчивых городов и населенных пунктов путем анализа и обзора принятых программных документов. Описана адаптация индикаторов ЦУР под российские реалии и перспективы государственного подхода к устойчивому развитию городов России. Представлены варианты адаптации российским руководством и научным обществом повестки в области устойчивого развития с акцентом на устойчивое развитие урбанизированных территорий. Аналитическим методом было проведено рассмотрение существующих программных документов Российской Федерации в области городского управления и развития урбанизированных территорий, которые впоследствии легли в основу данного исследования. В результате было выявлено, что процесс адаптации Повестки в области устойчивого развития урбанизированных территорий в России переживает активную фазу, получение комплексных данных об имплементации ЦУР ООН в России на данный момент не представляется возможным в силу несформированной статистической и институциональной базы.
Держатели документа:
ЗКГУ
Доп.точки доступа:
Меньшов, К. В.
33.

Подробнее
26.8
Д 79
Душкова, Д.О.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ [Текст] / Д.О. Душкова, В.С. Тикунов, О.Ю. Черешня // География и природные ресурсы. - 2019. - №1. - С. 127-136
ББК 26.8
Рубрики: ГЕОГРАФИЯ
Кл.слова (ненормированные):
качество жизни -- Россия -- здравоохранение -- благосостояние -- заболеваемость
Аннотация: Предложена методика оценки общественного здоровья населения с применением авторского оценочного алгоритма классификации на уровне муниципальных образований Российской Федерации. В качестве модельного региона выбрана Архангельская область как один из наиболее перспективных районов экономического развития не только в пределах Российской Арктики, но и всей страны. Архангельская область — наиболее масштабный по протяженности и численности жителей регион Европейского Севера Российской Федерации. Более того, на ее территории сосредоточено большое количество источников негативного техногенного воздействия на окружающую среду и выявлены их взаимосвязи с повышенными показателями заболеваемости населения области. Определены дополнительные негативные факторы, отражающиеся на состоянии общественного здоровья населения в последнее десятилетие: миграционный отток, снижение численности доли трудоспособного населения, последствия изменения климата и пр. Индекс учитывает опыт подобных методик оценки, при этом ставит перед собой задачу минимизации используемых индикаторов с целью концентрации на наиболее важных из них и облегчения интерпретации результатов для лиц, принимающих решения. При разработке индекса использованы только показатели официальной статистики, что позволило избежать искажений, связанных с субъективными оценками. Расчет индекса базируется на отобранных количественных показателях, которые просты и при этом наиболее емко отражают ключевые параметры, определяющие общественное здоровье. На примере Архангельской области показано, каким образом данная методика может быть использована в целях повышения качества мониторинга общественного здоровья на муниципальном уровне.
Держатели документа:
ЗКГУ
Доп.точки доступа:
Тикунов, В.С.
Черешня, О.Ю.
Д 79
Душкова, Д.О.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ [Текст] / Д.О. Душкова, В.С. Тикунов, О.Ю. Черешня // География и природные ресурсы. - 2019. - №1. - С. 127-136
Рубрики: ГЕОГРАФИЯ
Кл.слова (ненормированные):
качество жизни -- Россия -- здравоохранение -- благосостояние -- заболеваемость
Аннотация: Предложена методика оценки общественного здоровья населения с применением авторского оценочного алгоритма классификации на уровне муниципальных образований Российской Федерации. В качестве модельного региона выбрана Архангельская область как один из наиболее перспективных районов экономического развития не только в пределах Российской Арктики, но и всей страны. Архангельская область — наиболее масштабный по протяженности и численности жителей регион Европейского Севера Российской Федерации. Более того, на ее территории сосредоточено большое количество источников негативного техногенного воздействия на окружающую среду и выявлены их взаимосвязи с повышенными показателями заболеваемости населения области. Определены дополнительные негативные факторы, отражающиеся на состоянии общественного здоровья населения в последнее десятилетие: миграционный отток, снижение численности доли трудоспособного населения, последствия изменения климата и пр. Индекс учитывает опыт подобных методик оценки, при этом ставит перед собой задачу минимизации используемых индикаторов с целью концентрации на наиболее важных из них и облегчения интерпретации результатов для лиц, принимающих решения. При разработке индекса использованы только показатели официальной статистики, что позволило избежать искажений, связанных с субъективными оценками. Расчет индекса базируется на отобранных количественных показателях, которые просты и при этом наиболее емко отражают ключевые параметры, определяющие общественное здоровье. На примере Архангельской области показано, каким образом данная методика может быть использована в целях повышения качества мониторинга общественного здоровья на муниципальном уровне.
Держатели документа:
ЗКГУ
Доп.точки доступа:
Тикунов, В.С.
Черешня, О.Ю.
34.

Подробнее
74.58
Б 52
Бершадская , М. Д.
Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования [Текст] / М. Д. Бершадская // Высшее образование в России. - 2019. - №2. - С. 38-50
ББК 74.58
Рубрики: Высшее образование. Педагогика высшей школы
Кл.слова (ненормированные):
ФГОС ВО -- социологическое образование -- компетентностный подход -- индикаторы достижения и дескрипторы компентенций
Аннотация: Рассмотрены методологические подходы к описанию результатов обра-зования при реализации ФГОС ВО на примере направления подготовки «Социология». В основе предложенной методики формирования компетенций– определение индикаторов достижения каждой компетенции и распределение всех индикаторов по элементам обра-зовательной программы. Предложены перечни индикаторов универсальных и общепрофес-сиональных компетенций бакалавра и магистра; рассмотрены примеры предметных, кон-кретных признаков обучения– дескрипторов. Показаны возможности проверочных схем для корректировки индикаторов универсальных компетенций и их оценки.
Держатели документа:
ЗКГУ
Доп.точки доступа:
Серова , А.В.
Чепуренко , А.Ю.
Зима , Е.А.
Б 52
Бершадская , М. Д.
Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования [Текст] / М. Д. Бершадская // Высшее образование в России. - 2019. - №2. - С. 38-50
Рубрики: Высшее образование. Педагогика высшей школы
Кл.слова (ненормированные):
ФГОС ВО -- социологическое образование -- компетентностный подход -- индикаторы достижения и дескрипторы компентенций
Аннотация: Рассмотрены методологические подходы к описанию результатов обра-зования при реализации ФГОС ВО на примере направления подготовки «Социология». В основе предложенной методики формирования компетенций– определение индикаторов достижения каждой компетенции и распределение всех индикаторов по элементам обра-зовательной программы. Предложены перечни индикаторов универсальных и общепрофес-сиональных компетенций бакалавра и магистра; рассмотрены примеры предметных, кон-кретных признаков обучения– дескрипторов. Показаны возможности проверочных схем для корректировки индикаторов универсальных компетенций и их оценки.
Держатели документа:
ЗКГУ
Доп.точки доступа:
Серова , А.В.
Чепуренко , А.Ю.
Зима , Е.А.
35.

Подробнее
26.8
Б 72
Бобылев, С. Н.
Уровень развития цифровой экономики в регионах России [Текст] / С. Н. Бобылев // Вестник Московского университета. - 2018. - №5. - С. 27-35
ББК 26.8
Рубрики: География
Кл.слова (ненормированные):
инфраструктура -- человеческий капитал -- цифровое правительство
Аннотация: Сделана попытка оценить степень развития цифровой экономики в регионах Российской Федерации на основе доступных статистических индикаторов и с учетом существующих международных практик, в частности индекса цифровой экономики и общества I-DESI, опубликованного Европейской комиссией в 2016 г. Для оценки были использованы индикаторы, характеризующие инфраструктуру, человеческий капитал и цифровое правительство. Показано глубокое цифровое неравенство регионов страны, сопоставимое с неравенством между развитыми и развивающимися странами.
Держатели документа:
ЗКГУ
Доп.точки доступа:
Тикунов, В.С.
Черешня, О.Ю.
Б 72
Бобылев, С. Н.
Уровень развития цифровой экономики в регионах России [Текст] / С. Н. Бобылев // Вестник Московского университета. - 2018. - №5. - С. 27-35
Рубрики: География
Кл.слова (ненормированные):
инфраструктура -- человеческий капитал -- цифровое правительство
Аннотация: Сделана попытка оценить степень развития цифровой экономики в регионах Российской Федерации на основе доступных статистических индикаторов и с учетом существующих международных практик, в частности индекса цифровой экономики и общества I-DESI, опубликованного Европейской комиссией в 2016 г. Для оценки были использованы индикаторы, характеризующие инфраструктуру, человеческий капитал и цифровое правительство. Показано глубокое цифровое неравенство регионов страны, сопоставимое с неравенством между развитыми и развивающимися странами.
Держатели документа:
ЗКГУ
Доп.точки доступа:
Тикунов, В.С.
Черешня, О.Ю.
36.

Подробнее
28
Б 72
Бочковская , А. Г.
Урок по теме Типы химических реакций. Реакции обмена [Текст] / А. Г. Бочковская // Химия в школе . - 2019. - №2. - С. 39-42
ББК 28
Рубрики: Химия
Кл.слова (ненормированные):
реакции обмена -- реакция нейтрализации -- индикатор -- условия протекания реакций -- урок по теме -- планируемые результаты
Аннотация: Предложена разработка урока изучения нового материала в 8 классе по программе О. С. Габриеляна. Этот материал завершает изучение раздела Изменения, происходящие с веществами.
Держатели документа:
ЗКГУ
Б 72
Бочковская , А. Г.
Урок по теме Типы химических реакций. Реакции обмена [Текст] / А. Г. Бочковская // Химия в школе . - 2019. - №2. - С. 39-42
Рубрики: Химия
Кл.слова (ненормированные):
реакции обмена -- реакция нейтрализации -- индикатор -- условия протекания реакций -- урок по теме -- планируемые результаты
Аннотация: Предложена разработка урока изучения нового материала в 8 классе по программе О. С. Габриеляна. Этот материал завершает изучение раздела Изменения, происходящие с веществами.
Держатели документа:
ЗКГУ
37.

Подробнее
28
Б 90
Бухарова , А. В.
О разработке проектов учащимися начальных классов [Текст] / А. В. Бухарова // Химия в школе . - 2019. - №2. - С. 53-56
ББК 28
Рубрики: Химия
Кл.слова (ненормированные):
пропедевтика -- природные индикаторы -- кислотность среды -- проектная деятельность -- знакомства с новым предметом -- описано выполнение работы
Аннотация: В статье представлен опыт проектно-исследовательской деятельности учащихся младших классов, как часть знакомства с новым предметом. Приведен вариант объяснения понятий «кислотность среды», описано выполнение работы «Природные индикаторы».
Держатели документа:
ЗКГУ
Б 90
Бухарова , А. В.
О разработке проектов учащимися начальных классов [Текст] / А. В. Бухарова // Химия в школе . - 2019. - №2. - С. 53-56
Рубрики: Химия
Кл.слова (ненормированные):
пропедевтика -- природные индикаторы -- кислотность среды -- проектная деятельность -- знакомства с новым предметом -- описано выполнение работы
Аннотация: В статье представлен опыт проектно-исследовательской деятельности учащихся младших классов, как часть знакомства с новым предметом. Приведен вариант объяснения понятий «кислотность среды», описано выполнение работы «Природные индикаторы».
Держатели документа:
ЗКГУ
38.

Подробнее
74.58
В 19
Васильев, А. И.
Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи [Текст] / А. И. Васильев // Высшее образование в России. - 2019. - №4. - С. 37-43
ББК 74.58
Рубрики: Высшее образование. Педагогика высшей школы
Кл.слова (ненормированные):
качество образования -- конкурентоспособность образовательной организации -- конкурентоспособность образовательной программы -- теория конкуренции -- оценка конкурентоспособности
Аннотация: В статье исследуется соотношение категорий «качество образования» и «конкурентоспособность высшего учебного заведения». На основании обзора научной литературы автор приводит примерке противопоставления и смешения качества и конкурентоспособности в системе высшего образования. Качество образования и его конкурентоспособность характеризуются как фундаментальные ценности, являющиеся объектами анализа и оценки во внутривузовской системе управления. Предложено авторское определение конкурентоспособности образовательной организации как свойства, отражающего относительное превосходство над соперниками на преддеятельной стадии. Автор описывает соотношение конкурентоспособности и качества образования с помощью освещения способов и индикаторов их оценки и анализа во внутривузовской системе управления. Взаимная обусловленность качества и конкурентоспособности образования проявляется при формулировании индикаторов и способов их оценки. Оценка конкурентоспособности образования и оценка его качества обладают методологической общностью применением подходов, основанных на «ресурсной» и на «результирующей» методологиях. Доказано, что при оценке конкурентоспособности образования должны учитываться результаты образовательной деятельности, а использование при оценке конкурентоспособности образования только подхода, ориентированного на ресурсы образовательной деятельности, делает такую оценку неполной. Построена матрица «качество» «конкурентоспособность», позволяющая выявить четыре типа отношений данных категорий, соответственно -четыре типа вузов.
Держатели документа:
ЗКГУ
В 19
Васильев, А. И.
Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи [Текст] / А. И. Васильев // Высшее образование в России. - 2019. - №4. - С. 37-43
Рубрики: Высшее образование. Педагогика высшей школы
Кл.слова (ненормированные):
качество образования -- конкурентоспособность образовательной организации -- конкурентоспособность образовательной программы -- теория конкуренции -- оценка конкурентоспособности
Аннотация: В статье исследуется соотношение категорий «качество образования» и «конкурентоспособность высшего учебного заведения». На основании обзора научной литературы автор приводит примерке противопоставления и смешения качества и конкурентоспособности в системе высшего образования. Качество образования и его конкурентоспособность характеризуются как фундаментальные ценности, являющиеся объектами анализа и оценки во внутривузовской системе управления. Предложено авторское определение конкурентоспособности образовательной организации как свойства, отражающего относительное превосходство над соперниками на преддеятельной стадии. Автор описывает соотношение конкурентоспособности и качества образования с помощью освещения способов и индикаторов их оценки и анализа во внутривузовской системе управления. Взаимная обусловленность качества и конкурентоспособности образования проявляется при формулировании индикаторов и способов их оценки. Оценка конкурентоспособности образования и оценка его качества обладают методологической общностью применением подходов, основанных на «ресурсной» и на «результирующей» методологиях. Доказано, что при оценке конкурентоспособности образования должны учитываться результаты образовательной деятельности, а использование при оценке конкурентоспособности образования только подхода, ориентированного на ресурсы образовательной деятельности, делает такую оценку неполной. Построена матрица «качество» «конкурентоспособность», позволяющая выявить четыре типа отношений данных категорий, соответственно -четыре типа вузов.
Держатели документа:
ЗКГУ
39.

Подробнее
60.56
Т 64
Тощенко, Ж. Т.
От феномена к ноумену: опыт методологического и методического поиска [Текст] / Ж. Т. Тощенко // СОЦИС. - 2019. - №4. - С. 3-14
ББК 60.56
Рубрики: Социология
Кл.слова (ненормированные):
категории и понятия социологии -- методология -- методы -- феномен -- ноумен
Аннотация: В статье анализируется адекватность используемых современной социологией категорий и понятий возможностям и потребностям научного познания – с точки зрения поиска глубинных смыслов изучаемых процессов и явлений. Показывается, что социология ограничивается в основном традиционными подходами, в основе которых лежит анализ феноменов, т.е. социальных процессов и явлений – очевидных, сравнительно четко интерпретируемых понятий. Исходя из концепции социологии жизни, показывается, что при всем многообразии методологических ориентаций и методических прием социологические исследования направлены преимущественно на выявление, использование и учет индикаторов жизненного мира, которые выражены посредством общественного сознания (знание, мнение, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, интересы и др.), поведения, деятельности (акты, поступки, действия), макро-, мезо- и микросреды. При таком подходе эти компоненты жизненного мира предстают как феномены, т.е. явления, воспринимаемые в опыте, как объекты чувственного созерцания, как продукт эмпирического познания. Обоснован вывод, что такой подход серьезно ограничивает возможности познания. Требуется переход к иным методологии и методам, к использованию категории «ноумен», позволяющей выявить умопостигаемую, латентную сущность явлений и процессов, становящуюся очевидной в результате изучения и осмысления, умозрительного созерцания. Дается определение ноумена, выявляются его характеристики, осуществлен анализ попыток в социологических исследованиях восхождения от феномена к ноумену, высказываются предложения по его применению в объяснении и при интерпретации изучаемой социальной реальности – жизненного мира.
Держатели документа:
ЗКГУ
Т 64
Тощенко, Ж. Т.
От феномена к ноумену: опыт методологического и методического поиска [Текст] / Ж. Т. Тощенко // СОЦИС. - 2019. - №4. - С. 3-14
Рубрики: Социология
Кл.слова (ненормированные):
категории и понятия социологии -- методология -- методы -- феномен -- ноумен
Аннотация: В статье анализируется адекватность используемых современной социологией категорий и понятий возможностям и потребностям научного познания – с точки зрения поиска глубинных смыслов изучаемых процессов и явлений. Показывается, что социология ограничивается в основном традиционными подходами, в основе которых лежит анализ феноменов, т.е. социальных процессов и явлений – очевидных, сравнительно четко интерпретируемых понятий. Исходя из концепции социологии жизни, показывается, что при всем многообразии методологических ориентаций и методических прием социологические исследования направлены преимущественно на выявление, использование и учет индикаторов жизненного мира, которые выражены посредством общественного сознания (знание, мнение, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, интересы и др.), поведения, деятельности (акты, поступки, действия), макро-, мезо- и микросреды. При таком подходе эти компоненты жизненного мира предстают как феномены, т.е. явления, воспринимаемые в опыте, как объекты чувственного созерцания, как продукт эмпирического познания. Обоснован вывод, что такой подход серьезно ограничивает возможности познания. Требуется переход к иным методологии и методам, к использованию категории «ноумен», позволяющей выявить умопостигаемую, латентную сущность явлений и процессов, становящуюся очевидной в результате изучения и осмысления, умозрительного созерцания. Дается определение ноумена, выявляются его характеристики, осуществлен анализ попыток в социологических исследованиях восхождения от феномена к ноумену, высказываются предложения по его применению в объяснении и при интерпретации изучаемой социальной реальности – жизненного мира.
Держатели документа:
ЗКГУ
40.

Подробнее
60.56
Т 83
Туманов, С. В.
Олимпийское наследие Сочи-2014: Социальные стереотипы в контексте устойчивого развития [Текст] / С. В. Туманов // Вестник. Московского университета. - 2017. - №4. - С. 61-86
ББК 60.56
Рубрики: Социология
Кл.слова (ненормированные):
олимпийские игры -- устойчивое развитие -- здоровый образ жизни -- экологическое поведение -- социологический мониторинг -- опрос -- общественное мнение
Аннотация: В статье рассматривается часть результатов комплексного исследования, осуществленного в 2009–2015 гг. и посвященного изучению общественного мнения об Олимпийских играх 2014 г. в Сочи и олимпийском движения в целом. В ходе мониторинга, проводимого с момента начала реализации олимпийского проекта в Сочи и до его завершения после Игр, с использованием системы ключевых индикаторов были сформированы ряды статистических оценок состояния и развития важнейших систем жизнедеятельности “олимпийского региона”. Структурированные в единый временной ряд первичные данные открывают возможность разнообразного сопоставления полученных результатов по большому числу индикаторов и, в конечном счете, помогают оценить степень реализации сформулированных МОК задач. Программа исследования основывалась на методологических, методических и процедурных принципах, широко представленных в трудах современных отечественных и зарубежных ученых. В рамках отдельных тематических блоков проведен сравнительный анализ текущих ценностных установок и поведенческой практики населения региона в контексте концепции устойчивого развития. На эмпирических данных, аккумулированных на протяжении шести лет, прослеживается динамика приверженности населения г. Сочи и Краснодарского края в целом здоровому образу жизни, распространенности вредных привычек и следования экологическим правилам жизнедеятельности. Результаты мониторинга на примере конкретных социумов подтверждают концептуальное положение о том, что образ жизни – это результат длительного взаимодействия внутренних и внешних факторов, в котором первые являются определяющими. Именно они обеспечивают такие качественные характеристики образа жизни, как целостность и устойчивость. Олимпийские игры, будучи мегасобытием, могут послужить действенным толчком для определенных позитивных перемен в образе жизни населения города, ставшего столицей их проведения, но не могут обеспечить устойчивости самих этих перемен. Для того чтобы позитивные изменения не оказались обратимыми и сегодня требуются целенаправленные и серьезные усилия местных властей, действующих в городе институтов гражданского общества.
Держатели документа:
ЗКГУ
Доп.точки доступа:
Оносов, А.А.
Савина, Н.Е.
Т 83
Туманов, С. В.
Олимпийское наследие Сочи-2014: Социальные стереотипы в контексте устойчивого развития [Текст] / С. В. Туманов // Вестник. Московского университета. - 2017. - №4. - С. 61-86
Рубрики: Социология
Кл.слова (ненормированные):
олимпийские игры -- устойчивое развитие -- здоровый образ жизни -- экологическое поведение -- социологический мониторинг -- опрос -- общественное мнение
Аннотация: В статье рассматривается часть результатов комплексного исследования, осуществленного в 2009–2015 гг. и посвященного изучению общественного мнения об Олимпийских играх 2014 г. в Сочи и олимпийском движения в целом. В ходе мониторинга, проводимого с момента начала реализации олимпийского проекта в Сочи и до его завершения после Игр, с использованием системы ключевых индикаторов были сформированы ряды статистических оценок состояния и развития важнейших систем жизнедеятельности “олимпийского региона”. Структурированные в единый временной ряд первичные данные открывают возможность разнообразного сопоставления полученных результатов по большому числу индикаторов и, в конечном счете, помогают оценить степень реализации сформулированных МОК задач. Программа исследования основывалась на методологических, методических и процедурных принципах, широко представленных в трудах современных отечественных и зарубежных ученых. В рамках отдельных тематических блоков проведен сравнительный анализ текущих ценностных установок и поведенческой практики населения региона в контексте концепции устойчивого развития. На эмпирических данных, аккумулированных на протяжении шести лет, прослеживается динамика приверженности населения г. Сочи и Краснодарского края в целом здоровому образу жизни, распространенности вредных привычек и следования экологическим правилам жизнедеятельности. Результаты мониторинга на примере конкретных социумов подтверждают концептуальное положение о том, что образ жизни – это результат длительного взаимодействия внутренних и внешних факторов, в котором первые являются определяющими. Именно они обеспечивают такие качественные характеристики образа жизни, как целостность и устойчивость. Олимпийские игры, будучи мегасобытием, могут послужить действенным толчком для определенных позитивных перемен в образе жизни населения города, ставшего столицей их проведения, но не могут обеспечить устойчивости самих этих перемен. Для того чтобы позитивные изменения не оказались обратимыми и сегодня требуются целенаправленные и серьезные усилия местных властей, действующих в городе институтов гражданского общества.
Держатели документа:
ЗКГУ
Доп.точки доступа:
Оносов, А.А.
Савина, Н.Е.
Page 4, Results: 186