Choice of metadata Статьи
Page 68, Results: 803
Report on unfulfilled requests: 0
671.

Подробнее
73
Ф 79
Формирование единой сети связей классификаций научно-технической информации. (Часть 1. «Переходники» между классификациями. Методологические подходы к сопоставлению классификаций) [Текст] / Е. Ю. Дмитриева, Т. А. Пронина, О. В. Смирнова [и др.] // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №6. - С. 60-75
ББК 73
Рубрики: Научно-информационная деятельность
Кл.слова (ненормированные):
классификационные системы -- рубрикаторы -- классификаторы -- ГРНТИ -- семантические связи -- предметные онтологии -- сопоставительный анализ -- лексические связи -- понятийно-терминологические связи -- ГСНТИ
Аннотация: В ГПНТБ России разрабатывается единая сеть связей классификаций научных объектов различных категорий, «ядром» которой является Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) – базовый классификатор Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ). В статье определены основные универсальные подходы к представлению научных данных для обеспечения совместимости и интеграции информационных ресурсов, систематизированных различными классификациями. Описан механизм формирования сети рубрикационных и предметных соответствий между классификациями научно-технической информации. С помощью метода интеллектуального анализа на основе принципа обеспечения синонимичности классификаций через семантическое сопоставление ветвей иерархии и понятийно-терминологическое сопоставление предметных индексов конкретных тематических рубрик разработаны таблицы взаимных отражений рубрик ГРНТИ и кодов других классификационных систем. Сопоставление ГРНТИ с Универсальной десятичной классификацией (УДК) выполнено по первому уровню всех разделов государственного рубрикатора. По тематическим классам ГРНТИ установлено 144 смысловых соответствия. Сопоставление ГРНТИ с Общероссийским классификатором специальностей высшей научной квалификации (ВАК), международным классификатором Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), предметными областями и категориями классификаций Web of Science (WoS) выполнено по всем трём уровням ГРНТИ. При сопоставлении ГРНТИ с классификатором ВАК установлено около 7 000 соответствий, при сопоставлении ГРНТИ с международным классификатором ОЭСР – порядка 11 500 соответствий, при сопоставлении ГРНТИ с классификациями WoS – свыше 18 000 соответствий.
Держатели документа:
ЗКУ
Доп.точки доступа:
Дмитриева, Е.Ю.
Пронина, Т.А.
Смирнова, О.В.
Смыслова, И.С.
Старцева, О.Б.
Терехова, Е.С.
Ф 79
Формирование единой сети связей классификаций научно-технической информации. (Часть 1. «Переходники» между классификациями. Методологические подходы к сопоставлению классификаций) [Текст] / Е. Ю. Дмитриева, Т. А. Пронина, О. В. Смирнова [и др.] // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №6. - С. 60-75
Рубрики: Научно-информационная деятельность
Кл.слова (ненормированные):
классификационные системы -- рубрикаторы -- классификаторы -- ГРНТИ -- семантические связи -- предметные онтологии -- сопоставительный анализ -- лексические связи -- понятийно-терминологические связи -- ГСНТИ
Аннотация: В ГПНТБ России разрабатывается единая сеть связей классификаций научных объектов различных категорий, «ядром» которой является Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) – базовый классификатор Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ). В статье определены основные универсальные подходы к представлению научных данных для обеспечения совместимости и интеграции информационных ресурсов, систематизированных различными классификациями. Описан механизм формирования сети рубрикационных и предметных соответствий между классификациями научно-технической информации. С помощью метода интеллектуального анализа на основе принципа обеспечения синонимичности классификаций через семантическое сопоставление ветвей иерархии и понятийно-терминологическое сопоставление предметных индексов конкретных тематических рубрик разработаны таблицы взаимных отражений рубрик ГРНТИ и кодов других классификационных систем. Сопоставление ГРНТИ с Универсальной десятичной классификацией (УДК) выполнено по первому уровню всех разделов государственного рубрикатора. По тематическим классам ГРНТИ установлено 144 смысловых соответствия. Сопоставление ГРНТИ с Общероссийским классификатором специальностей высшей научной квалификации (ВАК), международным классификатором Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), предметными областями и категориями классификаций Web of Science (WoS) выполнено по всем трём уровням ГРНТИ. При сопоставлении ГРНТИ с классификатором ВАК установлено около 7 000 соответствий, при сопоставлении ГРНТИ с международным классификатором ОЭСР – порядка 11 500 соответствий, при сопоставлении ГРНТИ с классификациями WoS – свыше 18 000 соответствий.
Держатели документа:
ЗКУ
Доп.точки доступа:
Дмитриева, Е.Ю.
Пронина, Т.А.
Смирнова, О.В.
Смыслова, И.С.
Старцева, О.Б.
Терехова, Е.С.
672.

Подробнее
78
К 12
Каверкина, А. М.
Двадцать пятая международная конференция «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» («LIBCOM–2021»): обзор мероприятий [Текст] / А. М. Каверкина, А. А. Куликова, Д. С. Мосеева // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №6. - С. 122-136
ББК 78
Рубрики: Библиотечное дело
Кл.слова (ненормированные):
Двадцать пятая международная конференция «LIBCOM–2021» -- ГПНТБ России -- Национальная библиотечная ассоциация «Библиотеки будущего» -- библиотеки -- библиотечное дело
Аннотация: Освещена работа Двадцать пятой международной конференции «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» («LIBCOM–2021»), состоявшейся 20–24 декабря 2021 г. в Суздале. Представлены её основные темы: состояние и перспективы развития информационных, компьютерных и интернет-технологий в библиотечной практике, федеральные проекты и программы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации, инновации в современных образовательных технологиях, правовые аспекты деятельности библиотек и производителей информации, электронные библиотеки и электронные информационные ресурсы. Сделан акцент на следующих мероприятиях: научно-практическая конференция Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего» (НАББ), Шестая отраслевая конференция «Книгоиздание и библиотеки: векторы взаимодействия», посвящённая памяти Б. В. Ленского, открытая сессия «Цифровая трансформация деятельности библиотек: формирование цифровых экосистем, архивов информации и развитие новых сервисов», дискуссионная панель «Школьная библиотека в условиях цифровизации», зимняя школа комплектатора «Новое в нормативно-правовом обеспечении комплектования библиотек», диссертационная площадка: заседание общественного учёного совета. Подведены итоги работы конференции.
Держатели документа:
ЗКУ
Доп.точки доступа:
Куликова, А.А.
Мосеева, Д.С.
К 12
Каверкина, А. М.
Двадцать пятая международная конференция «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» («LIBCOM–2021»): обзор мероприятий [Текст] / А. М. Каверкина, А. А. Куликова, Д. С. Мосеева // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №6. - С. 122-136
Рубрики: Библиотечное дело
Кл.слова (ненормированные):
Двадцать пятая международная конференция «LIBCOM–2021» -- ГПНТБ России -- Национальная библиотечная ассоциация «Библиотеки будущего» -- библиотеки -- библиотечное дело
Аннотация: Освещена работа Двадцать пятой международной конференции «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» («LIBCOM–2021»), состоявшейся 20–24 декабря 2021 г. в Суздале. Представлены её основные темы: состояние и перспективы развития информационных, компьютерных и интернет-технологий в библиотечной практике, федеральные проекты и программы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации, инновации в современных образовательных технологиях, правовые аспекты деятельности библиотек и производителей информации, электронные библиотеки и электронные информационные ресурсы. Сделан акцент на следующих мероприятиях: научно-практическая конференция Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего» (НАББ), Шестая отраслевая конференция «Книгоиздание и библиотеки: векторы взаимодействия», посвящённая памяти Б. В. Ленского, открытая сессия «Цифровая трансформация деятельности библиотек: формирование цифровых экосистем, архивов информации и развитие новых сервисов», дискуссионная панель «Школьная библиотека в условиях цифровизации», зимняя школа комплектатора «Новое в нормативно-правовом обеспечении комплектования библиотек», диссертационная площадка: заседание общественного учёного совета. Подведены итоги работы конференции.
Держатели документа:
ЗКУ
Доп.точки доступа:
Куликова, А.А.
Мосеева, Д.С.
673.

Подробнее
73
Б 72
Бобров, Л. К.
Достоверность ссылок на научные издания: пример порождения мифов и неточностей [Текст] / Л. К. Бобров // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №5. - С. 47-65
ББК 73
Рубрики: Научно-информационная деятельность
Кл.слова (ненормированные):
научная информация -- достоверность -- публикационная активность -- тематическое распределение -- цитирование -- Википедия -- несуществующие публикации
Аннотация: Анализ отечественной и мировой публикационной активности показывает, что в последние годы растёт количество работ, посвящённых проблемам достоверности научной информации в различных областях знания. В базе данных Scopus почти три четверти исследований по этой теме принадлежат областям медицины, инженерии и компьютерных наук, в Web of Science наблюдается относительно равномерное распределение публикаций по тематическим областям, а в РИНЦ их наибольшее количество сосредоточено в области экономики. В статье приведены доказательства того, что множество ссылок на ту или иную публикацию не только не гарантируют её качество, но и не являются безусловным доказательством существования этой публикации. Рассмотрена ситуация, связанная с поиском многократно цитируемой в РИНЦ монографии Карла Мартина Виига (K. M. Wiig), которая якобы была переведена на русский язык и издана в России в 1986 г. Поиск в различных электронных каталогах, базах данных и информация, полученная от профессора К. М. Виига, опровергают факт существования этой монографии. В 2011 г. сведения о ней появились в русской Википедии, что послужило основанием для ссылок на работу в различных статьях, учебных пособиях и т. д. Констатировано, что излишнее доверие к информации из Википедии может порождать различные мифы и неточности
Держатели документа:
ЗКУ
Б 72
Бобров, Л. К.
Достоверность ссылок на научные издания: пример порождения мифов и неточностей [Текст] / Л. К. Бобров // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №5. - С. 47-65
Рубрики: Научно-информационная деятельность
Кл.слова (ненормированные):
научная информация -- достоверность -- публикационная активность -- тематическое распределение -- цитирование -- Википедия -- несуществующие публикации
Аннотация: Анализ отечественной и мировой публикационной активности показывает, что в последние годы растёт количество работ, посвящённых проблемам достоверности научной информации в различных областях знания. В базе данных Scopus почти три четверти исследований по этой теме принадлежат областям медицины, инженерии и компьютерных наук, в Web of Science наблюдается относительно равномерное распределение публикаций по тематическим областям, а в РИНЦ их наибольшее количество сосредоточено в области экономики. В статье приведены доказательства того, что множество ссылок на ту или иную публикацию не только не гарантируют её качество, но и не являются безусловным доказательством существования этой публикации. Рассмотрена ситуация, связанная с поиском многократно цитируемой в РИНЦ монографии Карла Мартина Виига (K. M. Wiig), которая якобы была переведена на русский язык и издана в России в 1986 г. Поиск в различных электронных каталогах, базах данных и информация, полученная от профессора К. М. Виига, опровергают факт существования этой монографии. В 2011 г. сведения о ней появились в русской Википедии, что послужило основанием для ссылок на работу в различных статьях, учебных пособиях и т. д. Констатировано, что излишнее доверие к информации из Википедии может порождать различные мифы и неточности
Держатели документа:
ЗКУ
674.

Подробнее
78
П 32
Пилко, И. С.
Эффективность библиотечной деятельности как объект оценки [Текст] / И. С. Пилко, С. А. Мухамедиева // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №5. - С. 66-84
ББК 78
Рубрики: Библиотечное дело
Кл.слова (ненормированные):
эффективность библиотечной деятельности -- социальная эффективность -- экономическая эффективность -- организационная эффективность -- технологическая эффективность -- показатели -- методика расчёта
Аннотация: Приведены результаты апробации методики, оценивающей эффективность библиотечной деятельности. Предлагаемый инструментарий обеспечивает расчёт отдельных показателей социальной, технологической, экономической и организационной эффективности, среднего значения индексов каждого вида эффективности и сводного индекса эффективности деятельности библиотеки. Методика позволяет определить, достигает ли библиотека поставленных целей, соотнести полученный результат с затраченными на его достижение ресурсами, оценить степень удовлетворённости процессом деятельности. Предложены альтернативные варианты показателей и расчётов эффективности в обычных и экстремальных (обусловленных пандемией COVID-19) условиях. В основу расчётов легли показатели, включённые в статистическую форму 6-НК «Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке», а также фиксируемые в планах и отчётах библиотек, аналитических справках, предоставляемых учредителям, центральным библиотекам и региональным органам власти. Методика не требует сбора дополнительной информации, специальных исследований. Поэтапное описание делает её воспроизводимой, о чём свидетельствуют результаты апробации на базе конкретных библиотек. Индекс по элементам приводит все показатели в сопоставимый вид, что позволяет анализировать их, сравнивать между собой и принимать объективные управленческие решения тактического и стратегического характера. Универсальный характер методики позволяет применять её независимо от типа, статуса и ведомственной принадлежности библиотеки.
Держатели документа:
ЗКУ
Доп.точки доступа:
Мухамедиева, С.А.
П 32
Пилко, И. С.
Эффективность библиотечной деятельности как объект оценки [Текст] / И. С. Пилко, С. А. Мухамедиева // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №5. - С. 66-84
Рубрики: Библиотечное дело
Кл.слова (ненормированные):
эффективность библиотечной деятельности -- социальная эффективность -- экономическая эффективность -- организационная эффективность -- технологическая эффективность -- показатели -- методика расчёта
Аннотация: Приведены результаты апробации методики, оценивающей эффективность библиотечной деятельности. Предлагаемый инструментарий обеспечивает расчёт отдельных показателей социальной, технологической, экономической и организационной эффективности, среднего значения индексов каждого вида эффективности и сводного индекса эффективности деятельности библиотеки. Методика позволяет определить, достигает ли библиотека поставленных целей, соотнести полученный результат с затраченными на его достижение ресурсами, оценить степень удовлетворённости процессом деятельности. Предложены альтернативные варианты показателей и расчётов эффективности в обычных и экстремальных (обусловленных пандемией COVID-19) условиях. В основу расчётов легли показатели, включённые в статистическую форму 6-НК «Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке», а также фиксируемые в планах и отчётах библиотек, аналитических справках, предоставляемых учредителям, центральным библиотекам и региональным органам власти. Методика не требует сбора дополнительной информации, специальных исследований. Поэтапное описание делает её воспроизводимой, о чём свидетельствуют результаты апробации на базе конкретных библиотек. Индекс по элементам приводит все показатели в сопоставимый вид, что позволяет анализировать их, сравнивать между собой и принимать объективные управленческие решения тактического и стратегического характера. Универсальный характер методики позволяет применять её независимо от типа, статуса и ведомственной принадлежности библиотеки.
Держатели документа:
ЗКУ
Доп.точки доступа:
Мухамедиева, С.А.
675.

Подробнее
78
Л 65
Лиховид, Т. Ф.
ИФЛА: деятельность по поддержке исследований в области библиографии [Текст] / Т. Ф. Лиховид // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №4. - С. 14-33
ББК 78
Рубрики: Библиотечное дело
Кл.слова (ненормированные):
Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений -- ИФЛА -- библиография -- каталогизация -- функциональные требования к библиографическим записям -- программа ООН «Цели устойчивого развития»
Аннотация: Представлен обзор деятельности Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) в области библиографии начиная со второй половины ХХ в. Названы подразделения, занимающиеся библиографией, с учётом изменений организационной структуры ИФЛА, одобренных на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе 2021 г. Рассмотрены основные реализованные проекты, связанные с библиографической деятельностью и каталогизацией: Универсальный библиографический учёт, программа «ЮНИСИСТ», концепция «Национальные информационные системы», подготовка Международных стандартных библиографических описаний. Названы современные технологические проекты: FRBR, FRAD, FRSAD, FRBRoo, PRESSoo, IFLA LRM, регламентирующие требования к библиографическим записям и обеспечивающие многоаспектный поиск информации. Сделан вывод о трансформации библиографического направления в деятельности ИФЛА: от масштабных международных проектов, связанных с широким охватом различных типов документов и унификацией библиографического описания, к более узким технологическим разработкам, направленным на возможно более полное раскрытие сведений о форме и содержании документов с целью максимального использования библиографической информации. Подчёркнуто, что основным направлением деятельности ИФЛА на ближайшие годы станет участие в программе ООН «Цели устойчивого развития – ЦУР» и коалиции «Культура 2030». При подготовке статьи использованы материалы доклада, представленного автором на III Международном библиографическом конгрессе (Новосибирск, 27–29 апреля 2021 г.).
Держатели документа:
ЗКУ
Л 65
Лиховид, Т. Ф.
ИФЛА: деятельность по поддержке исследований в области библиографии [Текст] / Т. Ф. Лиховид // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №4. - С. 14-33
Рубрики: Библиотечное дело
Кл.слова (ненормированные):
Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений -- ИФЛА -- библиография -- каталогизация -- функциональные требования к библиографическим записям -- программа ООН «Цели устойчивого развития»
Аннотация: Представлен обзор деятельности Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) в области библиографии начиная со второй половины ХХ в. Названы подразделения, занимающиеся библиографией, с учётом изменений организационной структуры ИФЛА, одобренных на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе 2021 г. Рассмотрены основные реализованные проекты, связанные с библиографической деятельностью и каталогизацией: Универсальный библиографический учёт, программа «ЮНИСИСТ», концепция «Национальные информационные системы», подготовка Международных стандартных библиографических описаний. Названы современные технологические проекты: FRBR, FRAD, FRSAD, FRBRoo, PRESSoo, IFLA LRM, регламентирующие требования к библиографическим записям и обеспечивающие многоаспектный поиск информации. Сделан вывод о трансформации библиографического направления в деятельности ИФЛА: от масштабных международных проектов, связанных с широким охватом различных типов документов и унификацией библиографического описания, к более узким технологическим разработкам, направленным на возможно более полное раскрытие сведений о форме и содержании документов с целью максимального использования библиографической информации. Подчёркнуто, что основным направлением деятельности ИФЛА на ближайшие годы станет участие в программе ООН «Цели устойчивого развития – ЦУР» и коалиции «Культура 2030». При подготовке статьи использованы материалы доклада, представленного автором на III Международном библиографическом конгрессе (Новосибирск, 27–29 апреля 2021 г.).
Держатели документа:
ЗКУ
676.

Подробнее
78.37
С 88
Стукалова, А. А.
Современное состояние и режимы функционирования электронных каталогов библиотек [Текст] / А. А. Стукалова // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №4. - С. 105-125
ББК 78.37
Рубрики: Каталогизация. Библиотечные каталоги
Кл.слова (ненормированные):
электронный каталог -- поисковые возможности -- пользователи -- фасетная навигация -- каталоги нового поколения -- сводные каталоги
Аннотация: Выявлены современные функциональные возможности электронных каталогов (ЭК), сводных каталогов (СвК) библиотек. ЭК проанализированы по признакам, характерным для каталогов нового поколения. Изученные каталоги не полностью соответствуют этим признакам. Установлено, что практически все рассмотренные ЭК библиотек комфортны в использовании: снабжены фасетной навигацией, несколькими режимами поиска, инструкциями и руководством по поиску информации. С другой стороны, далеко не все ЭК представляют полные сведения о фондах библиотек, предусматривают проверку правильности написания слов. Лишь в нескольких ЭК предложен шрифт для слабовидящих, рекомендованы подобные издания, предоставлена возможность добавлять информацию в библиографические записи (БЗ). Определено, что БЗ ЭК содержат дополнительную информацию в виде изображений обложек, аннотаций, реже – оглавлений. Однако эти сведения включены, как правило, в БЗ на современные издания. Многие ЭК содержат полнотекстовые документы или ссылки на полные тексты, но их количество невелико. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости совершенствовать функциональные возможности ЭК для предоставления пользователям библиотек более мощных и привлекательных поисковых инструментов.
Держатели документа:
ЗКУ
С 88
Стукалова, А. А.
Современное состояние и режимы функционирования электронных каталогов библиотек [Текст] / А. А. Стукалова // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №4. - С. 105-125
Рубрики: Каталогизация. Библиотечные каталоги
Кл.слова (ненормированные):
электронный каталог -- поисковые возможности -- пользователи -- фасетная навигация -- каталоги нового поколения -- сводные каталоги
Аннотация: Выявлены современные функциональные возможности электронных каталогов (ЭК), сводных каталогов (СвК) библиотек. ЭК проанализированы по признакам, характерным для каталогов нового поколения. Изученные каталоги не полностью соответствуют этим признакам. Установлено, что практически все рассмотренные ЭК библиотек комфортны в использовании: снабжены фасетной навигацией, несколькими режимами поиска, инструкциями и руководством по поиску информации. С другой стороны, далеко не все ЭК представляют полные сведения о фондах библиотек, предусматривают проверку правильности написания слов. Лишь в нескольких ЭК предложен шрифт для слабовидящих, рекомендованы подобные издания, предоставлена возможность добавлять информацию в библиографические записи (БЗ). Определено, что БЗ ЭК содержат дополнительную информацию в виде изображений обложек, аннотаций, реже – оглавлений. Однако эти сведения включены, как правило, в БЗ на современные издания. Многие ЭК содержат полнотекстовые документы или ссылки на полные тексты, но их количество невелико. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости совершенствовать функциональные возможности ЭК для предоставления пользователям библиотек более мощных и привлекательных поисковых инструментов.
Держатели документа:
ЗКУ
677.

Подробнее
78
Р 33
Редькина, Н.С.
Библиотека и открытая наука: векторы взаимодействия [Текст] / Н.С. Редькина // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №3. - С. 105-126
ББК 78
Рубрики: Библиотечное дело
Кл.слова (ненормированные):
открытая наука -- открытый доступ -- научная библиотека -- вузовская библиотека -- информационные ресурсы -- услуги
Аннотация: Обоснована необходимость определить роль библиотек в условиях развития информационной экосистемы открытой науки, роста числа публикаций открытого доступа (ОД) и трансформации цифровой грамотности исследователей. Обозначены направления деятельности научной библиотеки в зависимости от школы открытой науки (прагматическая, инфраструктурная, гражданская, демократическая, измеряющая), обеспечивающие совместную научную деятельность, доступ к информации и данным, продвижение инициатив открытой науки, управление ресурсами ОД, включая институциональные репозитории, библиотечные каталоги, подготовку новых видов аналитических продуктов, предметно-ориентированное обучение исследователей и др. Рассмотрены примеры деятельности библиотек, способствующие внедрению парадигмы и продвижению инициатив ОД. Определены основные компетенции библиотекаря в области создания, распространения, обмена, продвижения ресурсов ОД и предоставления услуг. Отмечено, что библиотечному специалисту необходимы знания о регламентах открытой науки, принципах и технологиях организации ресурсов ОД, их видах, типах метаданных. Это позволит «встраиваться» в исследовательский процесс, обеспечивать соответствие результатов исследований требованиям ОД, обучать навыкам работы с ресурсами ОД. Результаты исследования показывают, что библиотеки могут сформировать свою ценность на рынке информационных ресурсов ОД, содействовать институциональным исследованиям и развитию школ открытой науки.
Держатели документа:
ЗКУ
Р 33
Редькина, Н.С.
Библиотека и открытая наука: векторы взаимодействия [Текст] / Н.С. Редькина // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №3. - С. 105-126
Рубрики: Библиотечное дело
Кл.слова (ненормированные):
открытая наука -- открытый доступ -- научная библиотека -- вузовская библиотека -- информационные ресурсы -- услуги
Аннотация: Обоснована необходимость определить роль библиотек в условиях развития информационной экосистемы открытой науки, роста числа публикаций открытого доступа (ОД) и трансформации цифровой грамотности исследователей. Обозначены направления деятельности научной библиотеки в зависимости от школы открытой науки (прагматическая, инфраструктурная, гражданская, демократическая, измеряющая), обеспечивающие совместную научную деятельность, доступ к информации и данным, продвижение инициатив открытой науки, управление ресурсами ОД, включая институциональные репозитории, библиотечные каталоги, подготовку новых видов аналитических продуктов, предметно-ориентированное обучение исследователей и др. Рассмотрены примеры деятельности библиотек, способствующие внедрению парадигмы и продвижению инициатив ОД. Определены основные компетенции библиотекаря в области создания, распространения, обмена, продвижения ресурсов ОД и предоставления услуг. Отмечено, что библиотечному специалисту необходимы знания о регламентах открытой науки, принципах и технологиях организации ресурсов ОД, их видах, типах метаданных. Это позволит «встраиваться» в исследовательский процесс, обеспечивать соответствие результатов исследований требованиям ОД, обучать навыкам работы с ресурсами ОД. Результаты исследования показывают, что библиотеки могут сформировать свою ценность на рынке информационных ресурсов ОД, содействовать институциональным исследованиям и развитию школ открытой науки.
Держатели документа:
ЗКУ
678.

Подробнее
72
В 58
Власова, С. А.
Многофункциональная веб-система регистрации и учёта результатов интеллектуальной деятельности учёных [Текст] / С. А. Власова, Н.Е. Каленов // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №2. - С. 29-48
ББК 72
Рубрики: Наука
Кл.слова (ненормированные):
научные труды -- библиографические описания -- автоматизированная система -- база данных -- поисковые запросы
Аннотация: Представлена разработанная специалистами Межведовственного суперкомпьютерного центра РАН веб-система, реализующая сервисы, связанные с формированием и предоставлением многоаспектной информации о результатах научной деятельности (публикациях и докладах на научных мероприятиях) сотрудников организации или группы организаций. Система ориентирована как на конечного пользователя, заинтересованного в получении конкретных данных, так и на административный или библиотечный персонал, формирующий отчётные материалы для вышестоящей организации. Информационная база системы содержит связанные данные о следующих классах объектов: персоны (авторы публикаций и докладов), организации и их подразделения; публикации на аналитическом, монографическом и сводном уровнях; авторские свидетельства; научные мероприятия (конференции, симпозиумы, семинары); доклады. В состав системы входят два модуля – административный (предназначенный для ввода и редактирования данных) и пользовательский, который представляет собой специальный поисковый аппарат, осуществляющий поиск информации, её визуализацию, навигацию по связанным ресурсам и экспорт данных. Отличительная особенность системы – введённое понятие «эквивалентных» объектов, которыми считаются объекты, представленные в системе различными метаданными, но относящимися к одной физической сущности. Исходя из современных требований к отчётности по публикациям, в системе отражаются источники финансирования научных исследований, по результатам которых опубликована данная работа, а также аффилиации каждого автора, указанные в статьях. Удобный, не требующий специальных компьютерных навыков, интерфейс системы позволяет рекомендовать её для использования в библиотеках научных учреждений как инструмент для решения комплекса задач, связанных с оценкой публикационной активности сотрудников.
Держатели документа:
ЗКУ
Доп.точки доступа:
Каленов, Н.Е.
В 58
Власова, С. А.
Многофункциональная веб-система регистрации и учёта результатов интеллектуальной деятельности учёных [Текст] / С. А. Власова, Н.Е. Каленов // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №2. - С. 29-48
Рубрики: Наука
Кл.слова (ненормированные):
научные труды -- библиографические описания -- автоматизированная система -- база данных -- поисковые запросы
Аннотация: Представлена разработанная специалистами Межведовственного суперкомпьютерного центра РАН веб-система, реализующая сервисы, связанные с формированием и предоставлением многоаспектной информации о результатах научной деятельности (публикациях и докладах на научных мероприятиях) сотрудников организации или группы организаций. Система ориентирована как на конечного пользователя, заинтересованного в получении конкретных данных, так и на административный или библиотечный персонал, формирующий отчётные материалы для вышестоящей организации. Информационная база системы содержит связанные данные о следующих классах объектов: персоны (авторы публикаций и докладов), организации и их подразделения; публикации на аналитическом, монографическом и сводном уровнях; авторские свидетельства; научные мероприятия (конференции, симпозиумы, семинары); доклады. В состав системы входят два модуля – административный (предназначенный для ввода и редактирования данных) и пользовательский, который представляет собой специальный поисковый аппарат, осуществляющий поиск информации, её визуализацию, навигацию по связанным ресурсам и экспорт данных. Отличительная особенность системы – введённое понятие «эквивалентных» объектов, которыми считаются объекты, представленные в системе различными метаданными, но относящимися к одной физической сущности. Исходя из современных требований к отчётности по публикациям, в системе отражаются источники финансирования научных исследований, по результатам которых опубликована данная работа, а также аффилиации каждого автора, указанные в статьях. Удобный, не требующий специальных компьютерных навыков, интерфейс системы позволяет рекомендовать её для использования в библиотеках научных учреждений как инструмент для решения комплекса задач, связанных с оценкой публикационной активности сотрудников.
Держатели документа:
ЗКУ
Доп.точки доступа:
Каленов, Н.Е.
679.

Подробнее
78.38
К 14
Казими, П. Ф.
Факторы, влияющие на удовлетворённость читателей обслуживанием в современных библиотеках и его качеством [Текст] / П. Ф. Казими, А. И. Гурбанов // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №2. - С. 109-122
ББК 78.38
Рубрики: Библиотечное обслуживание читателей
Кл.слова (ненормированные):
эргономическая среда -- удовлетворённость читателя -- модель SERVQUAL -- библиотечная этика -- профессионализм -- библиотечный менеджмент
Аннотация: Проблема удовлетворённости читателей в библиотеках традиционно связана с удовлетворением их информационных потребностей. Долгое время «удовлетворённость читателей» считалась относительным показателем, поскольку библиотеки создавались в адаптированных помещениях. Концепция «сервисного подхода» в библиотечно-информационной деятельности вернула эту тему на повестку дня. Сегодня в контексте экономического развития Азербайджана формируются библиотеки и информационные учреждения, отвечающие мировым стандартам, и в таких условиях особенно актуальна проблема удовлетворённости читателей. В статье исследуются факторы, влияющие на общую удовлетворённость читателей и качество обслуживания, с целью выявления сильных и слабых сторон библиотечной и информационной деятельности Азербайджана. Исследование проводилось на основе модели «SERVQUAL». Индекс удовлетворённости клиентов CSI (Customer Satisfaction Index) был рассчитан, оценён по семибалльной шкале Laykert-а по пяти измерениям и определён «пороговый» индекс. На основе анализа полученных результатов в качестве основных факторов, влияющих на удовлетворённость читателей и качество обслуживания, были определены эргономическая среда, предоставление новой информации, профессионализм персонала и открытость к управленческим инновациям. Статья призвана подчеркнуть важность применения международных стандартов и обмена опытом по рассматриваемому направлению деятельности, а также необходимость разработки новых подходов, новых моделей и методов оценки.
Держатели документа:
ЗКУ
Доп.точки доступа:
Гурбанов, А.И.
К 14
Казими, П. Ф.
Факторы, влияющие на удовлетворённость читателей обслуживанием в современных библиотеках и его качеством [Текст] / П. Ф. Казими, А. И. Гурбанов // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №2. - С. 109-122
Рубрики: Библиотечное обслуживание читателей
Кл.слова (ненормированные):
эргономическая среда -- удовлетворённость читателя -- модель SERVQUAL -- библиотечная этика -- профессионализм -- библиотечный менеджмент
Аннотация: Проблема удовлетворённости читателей в библиотеках традиционно связана с удовлетворением их информационных потребностей. Долгое время «удовлетворённость читателей» считалась относительным показателем, поскольку библиотеки создавались в адаптированных помещениях. Концепция «сервисного подхода» в библиотечно-информационной деятельности вернула эту тему на повестку дня. Сегодня в контексте экономического развития Азербайджана формируются библиотеки и информационные учреждения, отвечающие мировым стандартам, и в таких условиях особенно актуальна проблема удовлетворённости читателей. В статье исследуются факторы, влияющие на общую удовлетворённость читателей и качество обслуживания, с целью выявления сильных и слабых сторон библиотечной и информационной деятельности Азербайджана. Исследование проводилось на основе модели «SERVQUAL». Индекс удовлетворённости клиентов CSI (Customer Satisfaction Index) был рассчитан, оценён по семибалльной шкале Laykert-а по пяти измерениям и определён «пороговый» индекс. На основе анализа полученных результатов в качестве основных факторов, влияющих на удовлетворённость читателей и качество обслуживания, были определены эргономическая среда, предоставление новой информации, профессионализм персонала и открытость к управленческим инновациям. Статья призвана подчеркнуть важность применения международных стандартов и обмена опытом по рассматриваемому направлению деятельности, а также необходимость разработки новых подходов, новых моделей и методов оценки.
Держатели документа:
ЗКУ
Доп.точки доступа:
Гурбанов, А.И.
680.

Подробнее
78
К 63
Комлева, Т.М.
Формирование информационной грамотности у студентов как направление деятельности вузовских библиотек (на примере опыта научной библиотеки НГУЭУ) [Текст] / Т.М. Комлева // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №2. - С. 123-138
ББК 78
Рубрики: Библиотечное дело
Кл.слова (ненормированные):
вузовская библиотека -- информационная грамотность -- игровые технологии -- индивидуальное консультирование -- формы обучения -- университет -- студенты
Аннотация: Дан краткий экскурс по понятийно-терминологическому аппарату на тему информационной грамотности. Проанализировано содержание понятия «информационная грамотность». Сделан акцент на необходимости овладения студентами знаниями и навыками информационной грамотности как инструмента устойчивого личностного развития. Обозначено значение вузовской библиотеки в формировании информационной грамотности. Представлен опыт работы научной библиотеки Новосибирского государственного университета экономики и управления по организации и проведению практико-ориентированных занятий с применением инновационных игровых форм, таких как «Интеллектуальная мастерская», «Библиографическая викторина», «Библиографический хакатон». Подчёркнута значимость их использования при осуществлении практико-ориентированных занятий для студентов вуза. Отмечена возможность проведения практико-ориентированных, а также итоговых занятий в двух форматах: офлайн и онлайн. Рассмотрена роль индивидуального консультирования в обучении информационной грамотности. Сделан вывод: информационная грамотность – неотъемлемое условие непрерывного образовательного процесса. Вузовская библиотека имеет все возможности стать для своих пользователей проводником, консультантом и помощником в мире информации.
Держатели документа:
ЗКУ
К 63
Комлева, Т.М.
Формирование информационной грамотности у студентов как направление деятельности вузовских библиотек (на примере опыта научной библиотеки НГУЭУ) [Текст] / Т.М. Комлева // Научные и технические библиотеки. - 2022. - №2. - С. 123-138
Рубрики: Библиотечное дело
Кл.слова (ненормированные):
вузовская библиотека -- информационная грамотность -- игровые технологии -- индивидуальное консультирование -- формы обучения -- университет -- студенты
Аннотация: Дан краткий экскурс по понятийно-терминологическому аппарату на тему информационной грамотности. Проанализировано содержание понятия «информационная грамотность». Сделан акцент на необходимости овладения студентами знаниями и навыками информационной грамотности как инструмента устойчивого личностного развития. Обозначено значение вузовской библиотеки в формировании информационной грамотности. Представлен опыт работы научной библиотеки Новосибирского государственного университета экономики и управления по организации и проведению практико-ориентированных занятий с применением инновационных игровых форм, таких как «Интеллектуальная мастерская», «Библиографическая викторина», «Библиографический хакатон». Подчёркнута значимость их использования при осуществлении практико-ориентированных занятий для студентов вуза. Отмечена возможность проведения практико-ориентированных, а также итоговых занятий в двух форматах: офлайн и онлайн. Рассмотрена роль индивидуального консультирования в обучении информационной грамотности. Сделан вывод: информационная грамотность – неотъемлемое условие непрерывного образовательного процесса. Вузовская библиотека имеет все возможности стать для своих пользователей проводником, консультантом и помощником в мире информации.
Держатели документа:
ЗКУ
Page 68, Results: 803