"Поэзия грамматики" в стихотворении О.Седаковой "Алатырь"/Милютина, М.Г.

 

QR-код документа

Оценок: 0

83
М 60

Милютина, М. Г.
    "Поэзия грамматики" в стихотворении О.Седаковой "Алатырь" [Текст] / М.Г. Милютина // Филологические науки. - 2022. - №5. - с. 47-53
ББК 83

Рубрики: Литературоведение

Кл.слова (ненормированные):
поэтическая грамматика -- поэзия О. Седаковой -- инфинитивное письмо -- смена временных планов -- организация субъектной сферы
Аннотация: Известно, что грамматика является связующим звеном между значениями лексическими и образно-символическими. В работе предложен один из возможных вариантов интерпретации стихотворения О. Седаковой «Алатырь», опирающейся преимущественно на его поэтическую грамматику. Внимание сосредоточено на смене темпоральных планов, инфинитивных сериях и субъектной сфере стихотворения. Показано, что грамматическая семантика, подкрепленная лексическими показателями, помогает поэту более точно и глубоко раскрыть символический образ Алатыря через образ «креста времени», соединяющего прошлое с будущим, явь со сном, жизнь со смертью, начало с концом. Инфинитивные серии в конце стихотворения, в основном состоящие из глаголов несовершенного вида, позволяют Седаковой на грамматическом уровне выразить созерцание реально-ирреальной действительности как сна-смерти и сделать имплицитно представленный модальный план стихотворения более многозначным. Открытая субъектная позиция при инфинитивах (неоднозначный подразумеваемый датив) дает возможность по-разному истолковывать наполнение субъектной сферы, воспринимать ее и как внешнюю (принадлежащую читателю), и как внутреннюю (принадлежащую лирическому герою). Организованная таким образом субъектная сфера становится транссубъектной, а поэтический дискурс приобретает возможность быть присвоенным любым говорящим.
Держатели документа:
ЗКУ им М. Утемисова

Похожие издания по классификации